17-10-2007 Совет Федерации подвел черту под высшим образованием
Совет Федерации на заседании в среду, 17 октября, со второй попытки одобрил закон о введении в России двухуровневой системы образования - бакалавриата и магистратуры. Первая попытка была неудачной: при необходимых 90 голосах за принятие изменений проголосовали 80 сенаторов, против - 31, а 18 воздержались. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов выступил против законопроекта. Госдума 11 октября приняла в третьем чтении закон, устанавливающий самостоятельные уровни высшего образования – "бакалавр" и "магистр". Федеральный закон предусматривает, что основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням: "бакалавр" (срок освоения основных образовательных программ - не менее, чем четыре года); "дипломированный специалист" (срок освоения основных образовательных программ - не менее, чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами); "магистр" (срок освоения основных образовательных программ - не менее, чем шесть лет). Настоящим законопроектом бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования с отдельными государственными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой соответственно присваивается квалификация (степень) "бакалавр" или "магистр", либо квалификация "специалист". Лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста также предлагается осуществлять раздельно. Прием в высшие учебные заведения для обучения по программам подготовки специалиста, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и программам бакалавриата будет проводиться по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена. Установление конкурса при приеме на второй уровень высшего профессионального образования обусловлено положениями статьи 43 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Введение конкурса на втором уровне высшего профессионального образования позволит обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению программ данного уровня, что особенно актуально при построении гибких, индивидуализированных (личностно-ориентированных) образовательных маршрутов, например: поступление на второй уровень образования после приобретения профессионального опыта или при поступлении на второй уровень высшего образования по другому направлению подготовки. Законопроектом устанавливается нормативный срок обучения по программам бакалавриата - от 3 до 4 лет в зависимости от направления подготовки (специальности), для обучения по программам магистратуры на базе бакалавриата срок обучения - два года, срок обучения по программам подготовки специалиста - не менее 5 лет. Доступ в аспирантуру получают только лица, имеющие квалификацию (степень) "магистр" или квалификацию "специалист". Для некоторых направлений подготовки и специальностей (например, медицинские специальности) возможно установление иных нормативных сроков обучения. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым государственным стандартом высшего образования могут быть установлены иные нормативные сроки освоения программ бакалавриата, магистратуры или подготовки специалиста, будет утверждаться правительством Российской Федерации. Принятие законопроекта, согласно замыслу правительства, создаст предпосылки для устранения остро проявляющихся на рынке труда структурных несоответствий между спросом и предложением кадров с высшим профессиональном образованием. Двухуровневая система позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, а также вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров, преимущественно на второй ступени. Принятие законопроекта не препятствует реализации законодательных актов, устанавливающих квалификационные требования к уровню образования для занятия отдельных должностей или занятия определенной деятельностью, поскольку переход к уровневой системе высшего профессионального образования займет несколько лет. Однако в дальнейшем такие препятствия могут возникнуть. Поэтому законопроектом предлагается внести изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации, уточняющие требования к уровню образования отдельных категорий специалистов. Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета |