09-10-2002 Скандал в Великобритании: результаты экзаменов тысяч школьников были занижены
Громкий скандал в Великобритании: результаты выпускных экзаменов тысяч школьников были намерено занижены. В итоге многие молодые англичане не смогли поступить в вузы – им не хватило баллов. По некоторым данным, пострадало около 70 тыс. человек. Приемных экзаменов в институты Великобритании не существует – абитуриентам зачитываются баллы, которые они получили на выпускных экзаменах в школах. Каждый вуз сам устанавливает перечень предметов и количество баллов, необходимых для поступления. В этом году по меньшей мере треть частных и государственных школ отослали работы своих учеников на дополнительную проверку, засомневавшись в первоначальных результатах. По решению правительства страны было возбуждено независимое расследование, которое должно ответить на вопросы общественности. Основная тяжесть обвинений легла на государственные экзаменационные комиссии и министра образования Эстелл Морис, которой, если подозрения подтвердится, грозит отставка. Занижение оценок объясняют по-разному. По одной из версий, экзаменационные комиссии хотели избежать обвинений в излишней мягкости, по другой – это было сделано для удобства ведения статистических расчетов. В Великобритании ученики учатся в школе до 16 лет. Затем они сдают около десятка экзаменов, после чего приблизительно 70% остаются в школе и изучают более узкий круг предметов. Через два года они вновь сдают экзамены - так называемые a-levels (от анг. advanced - продвинутый, повышенного типа). Вступительных экзаменов в университеты нет - выбор студентов происходит по результатам a-levels. Выпускники выбирают учебные заведения, в которых им хотелось бы получить высшее образование, во время последнего года в школе. Университеты, в свою очередь, сообщают, какие оценки необходимо получить на экзаменах для поступления. Чаще всего это зависит от популярности изучаемой дисциплины и репутации университета. Российские школьники также становятся жертвами необъективности экзаменаторов. Ситуация, подобная той, что сложилась сейчас в системе образования Великобритании, происходит и в России. Об этом заявил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" ректор Института образовательной политики "Эврика", председатель совета сети экспериментальных федеральных площадок министерства образования РФ Александр Адамский. "Об этом знают чиновники, об этом писала пресса в тех регионах, где проводились в этом году эксперименты по единому экзамену. Здесь давление бюрократии очевидно, весь процесс - в ее руках, и она заинтересована в том, чтобы показатели в ту или иную сторону были изменены", - подчеркнул он. По словам Адамского, мотив Минобразования, которое настаивает на едином экзамене, вполне объясним - "это возможное обуздание коррупции". Вообще же, по мнению Адамского, при поступлении в вузы вообще можно обойтись без экзаменов. "Я считаю, что не надо поступать в вузы. Если есть право на образование, то оно распространяется на все уровни, и человек должен просто приходить и записываться в вуз, а насколько он соответствует уровню вуза и хочет ли владеть профессией, выяснится в процессе", - подчеркнул он. |