30-09-2008 Бизнес-образование в РФ свидетельствует об успехах рыночной экономики
Современное бизнес-образование в своем развитии зависит от ситуации в экономике. Кроме того, оно, особенно в качестве второго высшего, значительно отличается от обычного вузовского курса: иной подход к студентам, иной образовательный план, в целом иной принцип подготовки специалистов. О сегодняшних тенденциях в российском бизнес-образовании шла речь во вторник, 30 сентября, на пресс-конференции в РИА «Новости». Ректор Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) Леонид Евенко, принявший участие во встрече со СМИ, рассказал, что российское бизнес-образование прошло несколько этапов своего развития. На первом этапе оно велось различными учебными заведениями беспорядочно, и завершением этого этапа Л.Евенко считает 1999 год, когда в РФ была официально признана программа МВА (Master of business administration). С 1999 г. по 2003 г. – на втором этапе – проходил эксперимент по внедрению этой программы в российские вузы, а после завершения этого пилотного проекта все российские образовательные структуры получили возможность при желании преподавать по программе МВА. Л.Евенко уверен, «бизнес-образование демонстрирует успехи рыночной экономики». По его данным, сегодня работодатели платят лишь за обучение 25% слушателей МВА, остальные студенты самостоятельно оплачивают повышение собственной квалификации. «Значит, многие хотят найти свое место в новой экономике», - полагает он. При этом ректор ВШМБ заметил, что получение такого образования недешево: пройти курс обычной программы МВА стоит 500-600 тыс. рублей, программа для руководителей высшего звена дороже – свыше 800 тыс. рублей. Кроме того, появилась и новая программа – DВА (Doctor of business administration): она рассчитана на руководителей компаний, нацеленных на глубокое изучение какой-либо сложной практической проблемы ведения бизнеса. Обучение по этой программе в течение трех лет стоит около 1 млн 300 тыс. рублей. По словам Л.Евенко, основная тенденция современного бизнес-образования состоит в его отходе от обычных стандартов высшего образования. Прежде всего, уверен он, работающих людей нужно учить на основании иных принципов, чем молодых студентов: они не должны постоянно присутствовать в аудитории; их следует учить только тому, что им необходимо, и не преподавать им лишних дисциплин. То есть, пояснил ректор ВШМБ, в настоящее время происходит смещение «центра образования»: прежде им был преподаватель-профессор, теперь же – слушатели-предприниматели. Еще одна тенденция сегодняшнего дня состоит в дифференциации бизнес-образования: оно может быть нацелено на руководителей крупных корпораций, на предпринимателей-инноваторов, на экспертов в каких-либо конкретных областях бизнеса и т.п. То есть, заметил Л.Евенко, «сегодняшнее бизнес-образование – это мозаика». Ректор ВШМБ полагает, что основными критериями бизнес-образования должен стать конкретный рост специалиста-предпринимателя: финансовый и карьерный. Среди перспектив развития бизнес-образования он особенно отметил дистанционное обучение, причем оно не должно проходить исключительно за экранами компьютеров: студенты обязательно должны встречаться лично, обмениваться опытом, завязывать новые деловые контакты – это один из плюсов современного бизнес-образования. Но для такой большой страны, как Россия, в бизнес-образовании работающих людей дистанционное обучение, несомненно, со временем будет занимать все более значительное место, уверен Л.Евенко. Его позицию поддержал и ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимир Мау. К уже отмеченным тенденциям развития современного бизнес-образования он прибавил еще одну – интернационализацию. По словам В.Мау, прежде в РФ был акцент на «импорте бизнес-образования»: предпочтение отдавалось обучению в известных западных бизнес-школах. Теперь же наиболее важно сместить этот акцент в сторону «экспорта образования», привлекая в Россию иностранных студентов, что расширит сферу бизнес-контактов российских предпринимателей, а также выводя свои образовательные программы на международный рынок. В целом, резюмировал Л.Евенко, «Россия сегодня имеет бизнес-образование, где-то оно лучше, где-то хуже, но оно свое». |