02-11-2008 Бизнес закажет специалистов
29-30 октября в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете "ЛЭТИ" (СПбГЭТУ) прошел семинара "Формирование и оптимизация компетентностно-ориентированного содержания образования при двухуровневой инженерной подготовке". Главный вывод, к которому пришли участники семинара - бизнес, заинтересованный в сокращении разрыва между подготовкой выпускников и требованиями современных компаний, должен стать, по сути, заказчиком образовательных услуг. Представители крупных российских компаний и ведущих технических вузов страны разработали методику оптимизации содержания технического образования, которая будет учтена при формировании образовательных стандартов. С 2009 года все вузы страны перейдут на двухуровневую подготовку выпускников. Будут внедрены новые стандарты обучения, которые позволят будущим студентам самостоятельно формировать свою образовательную программу. К разработке новых стандартов и оптимизации содержания инженерного образования лучшие вузы страны подтолкнула проблемная ситуация, связанная с противоречием между потребностями работодателей и возможностями вузов по подготовке специалистов. Сегодня наиболее динамично развивающимся предприятиям для производства сложной наукоемкой продукции необходим инновационный технологический прорыв. При этом многие вузы не способны готовить кадры, которые были бы в состоянии обеспечить этот прорыв. Сегодня и бизнес, и представители высшей школы признают, что необходимо разрабатывать обучающие программы в партнерстве с ведущими компаниями отрасли, которые будут принимать будущих выпускников на работу. Образовательные программы, а также набор компетенций, по которым будет оцениваться подготовка молодых специалистов, должен разрабатываться при непосредственном участии работодателей. Особое место в системе инженерного образования должна занять магистратура, выпускники которой будут ведущими специалистами - разработчиками нового в науке, технике, технологиях. Необходимо создавать специализированные магистерские программы, основанные на проектном подходе, при котором студент осуществляет научную работу в соответствии с задачами компании практически без отрыва от своего рабочего места. Новая форма сотрудничества может помочь в решении сразу нескольких задач. Во-первых, бизнес получит работников, подготовленных с учетом современных реалий. Во-вторых, бакалавры, работающие на профильных предприятиях и одновременно обучающиеся в магистратуре, смогут проводить исследования и заниматься новыми разработками на базе созданных лабораторий. Научная и практическая работа, проводимая в рамках работы над конкретными проектами в интересах работодателя, будет основой магистерской диссертации. Методики и рекомендации, утвержденные на семинаре в ЛЭТИ, станут базой для утверждения образовательных стандартов 3-го поколения и новых программ по подготовке инженеров. |