24-12-2002 Большинство наших учителей незнакомы с Конвенцией о правах ребенка
"Современная школа и права ребенка" - так была обозначена тема "круглого стола", прошедшего в Центре развития русского языка. В его работе приняли участие супруга Президента РФ Людмила Путина, министр образования РФ Владимир Филиппов, первый заместитель министра труда и социального развития РФ Галина Карелова, известные ученые, правозащитники, представители общественности. Еще недавно основной свободой растущего человека в нашем государстве мы без тени колебаний называли его право на "всеобщее и обязательное" сидение за партой. И только сейчас вдруг осознали, что школа - еще и общий дом, где наши девочки и мальчики проводят значительную часть времени. Но, по данным последних национальных опросов, 75 процентов наших учеников указывают на неподобающее обращение с ними учителей, чуть ли не каждый второй подросток страдает по той же "авторитарной" причине нервными срывами, почти 90 процентов ребят лишены возможности пользоваться услугами школьной библиотеки. С другой стороны, 80 процентов преподавателей в глаза не видели принятую более десяти лет назад Конвенцию о правах ребенка. По мнению вице-президента ассоциации "За гражданское образование" Ирины Ахметовой, есть простой и очень наглядный критерий хорошей школы: парты в ее учебных комнатах стоят не "в затылок друг другу", а уютным амфитеатром - так, чтобы детям было удобно общаться и видеть друг друга. Примечательно, что свой посильный вклад в работу "круглого стола" внесли и сами ученики. Старшеклассники двух далеко не самых худших школ столицы - гимназии N 1512 и Центра образования N 1678 поделились в ходе работы "детской секции" своими соображениями о способах решения правовой проблемы. Ничуть не смущаясь присутствия первой леди, они заявили: "Мы - ваше будущее, не хотим быть роботами, а посему категорически выступаем против закостенелых стереотипов в отношениях "учитель-ученик". "Давайте отменим оценки хотя бы за физкультуру, музыку и рисование, - буквально взмолилась, обращаясь к руководителям школьного ведомства, Галина Грязнова, мама двоих учеников из 199-й школы столицы, инженер-строитель по специальности. - Нельзя выставлять баллы за способности, данные каждому из нас от Бога!" Исповедь рядовой московской мамы, кстати, была "с лету" тщательно законспектирована Владимиром Филипповым, более того, услышана супругой Президента РФ. Людмила Александровна Путина согласилась, что оценка - "это, по сути, психологическое давление на детей". По ее словам, у ребят из-за оценок по этим предметам зачастую возникают комплексы, болезненные страхи. С другой стороны, нетрудно предсказать, что отмена выпускных школьных оценок в области живописи, музыки и спорта почти наверняка повлечет за собой отток с этих предметов некоторой части учеников, ибо автоматически эти дисциплины перестанут быть обязательными. Возможность создания в школе сети подобного рода факультативов, кстати, и предусматривает идеология школы полного дня, выдвинутая "Российской газетой". Комментируя по просьбе "РГ" возможность использования у нас весьма популярной на Западе модели "длинный день", Людмила Путина заметила, что относится к идее в целом позитивно. В школах должны быть творческие занятия и игры на факультативах, в кружках и спортивных секциях. В таких условиях, по мнению Людмилы Александровны, проще будет перейти к новой системе финансирования труда учителей, то есть оплаты не за формальное число уроков, а по реальному числу полезных занятий и досугов. |