14-03-2003 Экономический университет и электротехнический колледж внедряют дистанционные формы обучения.
В конце прошлого года завершился первый этап эксперимента Министерства образования по внедрению дистанционных форм обучения, дополнение о дистанционных технологиях было внесено в закон об образовании. В Ростове в этом эксперименте участвовали РГЭУ (РИНХ) и электротехнический колледж. Противников у дистанционных технологий сегодня едва ли не больше, чем сторонников, отмечает "ГородN". Консервативно настроенные эксперты полагают, что дистанционное образование в чистом виде (студент самостоятельно изучает курс, выполняет контрольные работы и отправляет их на проверку по обычной или электронной почте) — это профанация: сам студент выполнил задания или кто-то сделал это за него, в точности сказать действительно невозможно. Ясно, что с огромным черным рынком образовательных услуг и смешными ценами (контрольная работа, например, стоит всего 300 рублей, диплом — в среднем $ 100) практиковать дистанционные формы повсеместно смысла нет. Зато в дополнительном бизнес-образовании, когда человек учится не ради диплома, а чтобы повысить свой профессиональный уровень, преимущества дистанционных технологий очевидны. Во-первых, обучение происходит без отрыва от работы, заниматься можно в любое удобное время, а сдавать экзамены — по мере подготовки, никаких жестких сроков сдачи сессий нет. Правда, это не значит, что учиться можно вечно: программы постоянно меняются, и не вовремя сданная контрольная может быть просто не зачтена. В РИНХе за основу была взята так называемая кейсовая технология дистанционного образования: изучение материала полностью самостоятельное, а экзамены по обычной схеме — лицом к лицу с преподавателем. К этому добавляется либеральная ценовая политика (второе высшее образование по дистанционной схеме стоит в РИНХе всего около 30 тысяч рублей). Программа была разбита на пять блоков: сначала общеакадемические дисциплины (философия, социология, математика и др.), затем специальные. В среднем на освоение каждого блока отводилось по году, хотя были случаи, когда студент проходил их полностью за три года. В прошлом году состоялся первый выпуск, 50 человек получили дипломы по специальностям "Информационные системы в экономике" и "Менеджмент". — Дистанционное образование — это достаточно сложная система, и построить ее сразу полностью нельзя, — считает заместитель декана РГЭУ по заочному отделению Людмила Димитриева. — У нас есть определенные наработки по телекоммуникационным технологиям — это будет второй этап эксперимента. К полностью дистанционным технологиям мы перейдем тогда, когда руководство университета поймет, что мы не занимаемся самодеятельностью, что эта форма образования достаточно удобна. В других ростовских вузах дистанционные технологии находятся в зачаточном состоянии. Только начинается их внедрение в Южно-Российском институте сервиса, появилась лаборатория дистанционных технологий в РГУ, в Современном гуманитарном институте практикуется просмотр студентами видеозаписей лекций — на сегодняшний день это практически все, что есть. Причиной тому не только подозрительное отношение к дистанционному образованию. Есть еще и такой фактор, как сложность и дороговизна программных продуктов. Помимо собственно учебных материалов для организации дистанционного образования необходима система учета индивидуального графика каждого студента, поэтому управление учебным процессом в обычной бумажной форме невозможно в принципе. Как рассказали в Южной софтверной компании, программное обеспечение для дистанционного образования — одно из самых дорогих, много хлопот по его заказу и доставке. Поэтому реальным путем для развития дистанционных технологий является их разработка на базе самих вузов. В свою очередь, это тоже упирается в деньги, потому что по законодательству развитие в государственных вузах дистанционных технологий не финансируется из бюджета. Одним словом, проблем здесь пока достаточно, но через пару лет эти технологии будут столь же популярны в Ростове, как сейчас в Москве. Как известно, лучшее образование — это самообразование, а дистанционное образование им, по сути, и является. |