21-03-2003 Бизнес ищет новые формы образования.
Экономические специальности вузов сегодня, как и несколько лет назад, по-прежнему считаются наряду с юридическими самыми престижными. Однако бум девяностых, когда было велико стремление получить диплом с надписью "менеджер", прошел, и в бизнес-образовании на первый план выходят такие формы, как курсы повышения квалификации, семинары, бизнес-школы. У этих "малых" форм бизнес-образования есть неоспоримое преимущество: они гораздо быстрее поспевают за бизнесом, чем традиционный пятилетний цикл. В идеале бизнес-образование должно не просто идти в ногу с бизнесом, а предвосхищать его потребности в тех или иных специалистах, отмечает "ГородN". На деле - имеем обратное. Весь комплекс нынешних проблем базового вузовского бизнес-образования, в конечном итоге упирающийся в плохую связь теории с практикой, будет сохраняться еще долго. По словам заместителя директора по персоналу "Ростсельмаша" Елены Чувакиной, вузы по-прежнему учат студентов, как могут и чему могут. Востребованность их выпускников никто не изучает. Пока вузы не осознают, что предприятия — реальный заказчик их специалистов, бизнес и образование так и будут идти в разные стороны. Впрочем, вузы не отрицают того, что пока они не в состоянии полностью удовлетворить потребности бизнеса: — Количество подготовленных менеджеров значительно превышает потребности бизнеса, по качеству же идет жесткий отбор: менеджеры высокого уровня сегодня штучный товар, — говорит первый проректор РИНХа Николай Кузнецов. Много говорилось о том, что необходимо привлекать к преподаванию в вузах самих предпринимателей, но на практике это не всегда оправдывает ожидания. Даже если руководитель находит время для общения со студентами, ему непросто подняться над собственным опытом, сделать теоретические обобщения. Поэтому приоритетной формой общения студентов с предпринимателями видятся разовые круглые столы, дискуссии. Такие мероприятия периодически проводит Институт управления, бизнеса и права. На встречу со студентами приходили Константин Мауэр, директор торгового дома "Тавр" Алексей Аранчеев, ждут в гости Владимира Мельникова. Не особенно надеясь на вузы, многие организации стремятся решить проблему нехватки качественных специалистов собственными силами. Для этого на нескольких ростовских предприятиях, в том числе на "Ростсельмаше" и "Донском Табаке", были созданы собственные менеджерские школы. Еще одна форма дополнительного бизнес-образования — корпоративные курсы повышения квалификации, которые вуз может разработать по заказу компании, — появилась в Ростове совсем недавно. Такие курсы лучше всего выполняют основную задачу дополнительного бизнес-образования — быстро меняться вместе с изменениями в бизнесе. Последние настолько стремительны, что персонал одного предприятия может проходить курсы повышения квалификации регулярно. Это не означает, что работники должны отправляться в вуз и слушать лекции, самая оптимальная форма повышения квалификации — деловые игры, тренинги, круглые столы прямо на рабочем месте. Среди специалистов, которые реально востребованы рынком труда, но практически не готовятся вузами, выделяются прежде всего торговые представители и менеджеры по продажам. До 80% соискателей по этим специальностям, по данным кадровых агентств, не имеют экономического образования. Компаниям, которые ищут себе торговых представителей, чаще всего нужны люди с любым высшим образованием, опытом работы, личным автомобилем и нередко знанием английского, а повышение их квалификации осуществляется путем обучения технологиям продаж внутри самой компании. |