СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
14-05-2010  Государство совершенствует контрольно-надзорные функции в сфере образования

   Сегодня на заседании президиума Правительства РФ представлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования". Об этом сообщила пресс-служба правительства.
   Законопроект, разработанный Минобрнауки РФ, направлен на оптимизацию процедур лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, повышение их «прозрачности» и эффективности, снижение административных барьеров и издержек для заявителей, ликвидацию условий для недобросовестной конкуренции и коррупции.
   В частности, в законопроекте в части лицензирования образовательной деятельности предусматривается: • исключение проведения экспертизы при лицензировании образовательной деятельности; • исключение возмещения заявителем затрат на проведение экспертизы с сохранением государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием; • предоставление бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности; выдача разрешения на реализацию новых образовательных программ, программ профессиональной подготовки, на осуществление образовательной деятельности в новом филиале или по адресу места осуществления образовательной деятельности, не указанному вприложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, путем переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии; • сокращение срока принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии до 45 дней; • возможность взаимодействия между соискателем лицензии (лицензиатом) и лицензирующим органом, включая представление соискателем лицензии (лицензиатом) заявления и необходимых документов, с использованием электронных средств; • взаимодействие в процессе рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии лицензирующего органа с другими органами исполнительной власти в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии (лицензиатом); • проведение лицензирующим органом плановой выездной проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий через один год после предоставления лицензии; • упорядочение системы мер, принимаемых при выявлении нарушений лицензионных требований или законодательства Российской Федерации вобласти образования.
   В части государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций законопроектом предусматривается: • уточнение цели и предмета государственной аккредитации - установление (подтверждение) государственного статуса образовательного учреждения, подтверждение качества образования в образовательном учреждении или научной организации; • осуществление экспертизы аккредитационными органами с привлечением независимых экспертов, соответствующих установленным квалификационным требованиям; • проведение государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением или научной организацией, по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, к которым отнесены образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)); • исключение возмещения заявителем затрат на проведение государственной аккредитации с установлением государственной пошлины за выдачу и переоформление свидетельства о государственной аккредитации и(или) приложения к свидетельству о государственной аккредитации, дифференцированной по типам образовательных учреждений (уровням образовательных программ); • возможность взаимодействия между заявителем и аккредитационным органом, включая представление заявителем заявления и необходимых документов, с использованием электронных средств связи; • формирование, ведение и использование аккредитационными органами федеральной и региональных информационных систем государственной аккредитации; • образовательные учреждения и научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных ииных организациях. Сведения об общественной аккредитации рассматриваются аккредитационными органами при проведении государственной аккредитации.
   Изменения, вносимые законопроектом в законодательные акты об образовании в части подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, предусматривают следующее: • исключение проведения экспертизы документа, представленного к подтверждению; • исключение возмещения заявителем затрат на подтверждение документа с взиманием государственной пошлины за проставление апостиля, имея в виду возмещение расходов федерального бюджета на предоставление государственной услуги; • повышение территориальной доступности предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании, обученых степенях и ученых званиях путем передачи данного полномочия для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации; • формирование и ведение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, федерального реестра документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, обеспечивающего поиск информации о документах, представленных к подтверждению, и федеральной базы данных о проставленных апостилях.
   Также законопроектом предлагается упорядочить законодательное регулирование подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях путем внесения изменений в федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
   С учетом того, что проведение контроля качества образования тесно взаимосвязано с вопросами государственной аккредитации, законопроектом вносятся изменения в статью 38 Закона Российской Федерации «Об образовании», направленные на упорядочение надзора за исполнением законодательства в области образования и контроля качества образования, а также системы мер, принимаемых при выявлении соответствующих нарушений. В законопроекте указывается, что к отношениям, связанным с проведением надзора и контроля в сфере образования, применяются требования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
   Законопроектом также вносятся изменения в статью 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на повышение ответственности лицензиатов за соблюдение лицензионных требований.
   Кроме этого, законопроектом предусмотрены изменения в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, связанные с уточнением связанных с лицензированием действий уполномоченных органов, за осуществление которых взимается государственная пошлина, а также с установлением государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с государственной аккредитацией образовательных учреждений и научных организаций.
   Законопроектом предлагается установить, что вносимые им изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
   При этом в статье 8 законопроекта предусмотрены положения, позволяющие упорядочить переход к новому порядку осуществления регламентируемых контрольно-надзорных процедур, в том числе порядок переоформления действующих лицензий и свидетельств о государственной аккредитации.
   Принятие Федерального закона повлечет дополнительные расходы средств федерального бюджета на финансирование исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, и полномочий Российской Федерации, переданных для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации: • по лицензированию образовательной деятельности (в части проведения эффективного лицензионного контроля, необходимого для обеспечения соблюдения лицензионных требований и условий); • государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (в части проведения аккредитационной экспертизы и ведения информационных систем); • по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях и проставлению апостиля на таких документах, формированию и ведению федерального реестра документов государственного образца обобразовании, об ученых степенях и ученых званиях и федеральной базы данных о проставленных апостилях.
   Предусматривается, что источником финансового покрытия расходов средств федерального бюджета будет являться государственная пошлина за совершение юридически значимых действий.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"