24-08-2010 Модернизация системы образования: проблем больше, чем решений
В условиях, когда курс на модернизацию экономики и перевод ее на инновационные рельсы выбран в качестве стратегического для страны, проблема подготовки кадров для инноваций воспринимается как первоочередная. Для ее решения потребуется ни много, ни мало – модернизация системы высшего образования. И, как показали итоги прошедшей 24 августа в Российском новом университете видеоконференции на тему «Модернизация российского образования: задачи центра и регионов», не только по части подготовки инженерных кадров, но и в секторе гуманитарных наук, где тоже далеко не все так гладко. Видеоконференция с участием представителей ректорского корпуса из различных регионов России прошла в рамках подготовки Государственного совета РФ «Приоритеты развития профессионального образования в РФ». Председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректор РосНОУ Владимир Зернов, дал такое определение современному вузу - «это кластер постиндустриальной экономики и катализатор инновационного развития региона». По его мнению, неважно, коммерческий это вуз или частный. «Но если требование к кластеру не выполняется, если катализации нет, то уже не важно, какой это вуз – государственный, коммерческий или частный – это фабрика по выдаче дипломов», - считает он. Участники видеоконференции из регионов вынесли на обсуждение целый ворох проблем. Речь шла о необходимости спасти от вымирания филиалы ведущих вузов в малых городах России, так как зачастую эти филиалы выполняют роль градообразующих предприятий. Не менее остро ставился вопрос необходимости концентрации совместных усилий региональных властей, работодателей и вузов по таким вопросам, как прогнозирование потребностей регионов в специалистах. В частности, представитель из Воронежской области отметил, что регион уже сегодня испытывает дефицит инженерных кадров, а в вузах при поступлении ажиотаж по-прежнему на такие специальности, как управление персоналом. Усугубляет проблему демографическая ситуация. Сегодня уже не абитуриенты бьются за места в вузах, а сами вузы конкурируют за потенциальных студентов. И более сложные, технические специальности проигрывают конкурентную борьбу. Учиться в техническом вузе сложнее, и если стоит цель получить любой диплом о высшем образовании, то гуманитарные специальности – более простой путь. Как следствие – нехватка будущих инноваторов уже на стадии обучения, даже не на выпуске. Сильную озабоченность ректорского корпуса вызвал вопрос реализации ФЗ №83 «О реформе бюджетных учреждений». Пока нет ясности по механизмам реализации закона, в частности, нет определений показателя качества и объемов предоставляемых образовательных услуг при решении вопроса получения госсубсидии образовательным учреждением. Не менее важным участники назвали вопрос развития конкуренции между частными и государственными вузами. Еще одна проблема – коммерциализация результатов научной деятельности, создание инновационных центров при вузах, привлечение к этой работе российских промышленников. Как неоднократно отмечали участники конференции, ее решение будет зависеть от принятия государством стимулирующих льгот, в частности, налоговых. В противном случае российский бизнес так и останется вне процесса модернизации образования, как и вне модернизации собственного производства. Председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, обобщая все высказанные предложения, не стал отрицать, что сегодня руководство вузов тревожит тот факт, что чрезмерно затянулось на уровне Минобрнауки РФ обсуждение вопроса, как будет устанавливаться государственное задание для выполнения образовательного госзаказа, каким будет распределение государственного задания. По мнению ректора ГУ - ВШЭ, механизмы распределения могут быть различными: по результатам ЕГЭ, по результатам олимпиад или исходя из потребностей регионов. Главное, чтобы было решение этого вопроса на уровне государства при активном обсуждении на местах. Но само отсутствие модели распределения очень тревожит Я. Кузьминова. Он поддержал коллег по поводу предложения сохранить систему высшего образования в малых городах, но при одном условии – малые образовательные формы в малых городах должны гарантировать качественные образовательные услуги. «Если это будет только вручение диплома, но не подготовка специалистов, тогда нужно с этой системой прощаться», - убежден он. Кроме того ректор ГУ - ВШЭ считает, что без государственных мер сложно повысить привлекательность «сложного» технического образования для студентов. «Не секрет, что сдать ЕГЭ по физике, химии и биологии значительно сложнее, чем экзамен по другим предметам. Следовательно, нужно снижать условия получения бюджетного гранта на получение образования по сложным специальностям, на которые студенты сдают по два экзамена из набора сложных предметов – химии, физики, математики, биологии», - с такой инициативой выступил Я. Кузьминов. Одновременно он призвал исключить возможности, когда диплом инженера получают выпускники, не способные работать по специальности из-за недостатка компетенции. То есть не принимать в вузы тех, кто впоследствии просто не сможет «потянуть» трудную программу обучения. Это возможно только за счет сокращения числа технических вузов, т.е. перевода образовательного процесса от количественных показателей в качественные. Не меньше претензий у него к качеству гуманитарного образования, компетенции преподовательского состава. По его словам, в умах ученых-гуманитариев все больше наблюдается засилье «научного провинциализма», а сам процесс обучения сводится не к науке, а умению и желанию "поговорить". При таком подходе трудно ставить вопрос модернизации, так как модернизация – это процесс, который начинается в головах. |