03-05-2003 Каким должно быть финансовое образование в России?
Интервью с директором института Финансов РЭА им. Плеханова, профессором А.И. Басовым. Корр: Здравствуйте, Александр Иванович. Хотелось бы начать наш разговор о финансовом образовании в России с вопроса о его современном состоянии. Какое оно на Ваш взгляд? А.И.: Высшее экономическое образование уже несколько лет находится в состоянии реформирования. В наиболее тяжелой ситуации в данном перестроечном процессе оказалось высшее финансовое образование. С одной стороны, именно в сфере финансов реформы носят масштабный и принципиальный характер. С другой стороны, подготовка финансистов высшей квалификации до сих пор строится на государственных стандартах, основные параметры которых сложились еще в доперестроечное время и мешают прогрессивно мыслящим школам реализовывать собственные подходы к подготовке финансистов. В настоящее время существуют только два государственных направления подготовки бакалавров и магистров: «Менеджмент» и «Экономика», что по своей сути является одним и тем же, так как высшая школа обязано готовить руководителей для различных сфер деятельности. В итоге будущие специалисты в области управления персоналом или маркетинга и в области финансов обучаются практически по одинаковым программам (совпадение - 70-80%). Каковы на Ваш взгляд пути выхода из сложившейся ситуации? На наш взгляд следует ввести самостоятельное направление подготовки бакалавров и магистров «Финансы». Подготовка финансистов это ведь задача государственной стратегии. Управление капиталом это самостоятельная наука – наука о финансах. И если мы не подготовим собственные кадры, способные управлять нашими капиталами, в том числе и ресурсами, то нам «помогут» это сделать. Институтом финансов РЭА им. Г.В. Плеханова разработаны проекты стандартов бакалавра и магистра по направлению «Финансы». Приглашаем всех к обсуждению, наш сайт www.rea.ru. Мы готовы начать подготовку по этому направлению с нового учебного года. Как, на Ваш взгляд, должно вестись обучение по направлению «финансы»? По нашему мнению единую науку «Финансы» можно, конечно чисто условно, разделить на 3 основных блока, два из которых в равной степени имеют право претендовать на первенство: один посвящен изучению личных -> домашних -> муниципальных -> государственных финансов, причем для лучшего понимания финансов целесообразно двигаться от частного к общему; другой, где студента должны научить основам и методам финансовой работы – финансам организации (предприятия) -> финансовому менеджменту -> финансовому анализу и третий блок должен быть посвящен изучению самого финансового рынка. Акценты должны быть сделаны на: 1. Усилении математической базовой подготовки и изменении содержательной структуры математического блока, так как финансовая деятельность в значительной степени сводится к анализу, основанному на финансовых расчетах, а те или иные финансовые решения, как правило, специалисты-практики должны принимать в условиях неопределенности данного или целого ряда экономических партнеров; 2. Овладении не только общей экономической теорией, но и теорией финансов; 3. Обязательном освоении конкретных макроэкономических знаний с тем, чтобы уметь связывать последствия макроэкономических процессов с финансовыми результатами деятельности определенных хозяйствующих субъектов; 4. Включении в учебные планы большого числа правовых дисциплин, освещающих правовое регулирование деятельности предприятий и организаций, а также всех сфер профессиональной деятельности на финансовых рынках. Наконец, так же как и любой специалист, работающий в современно рыночной экономке, финансист с высшим образованием должен владеть иностранным языком и профессионально пользоваться средствами IT. Сегодня российское высшее образование готовится к всеобщему переходу на двухуровневую систему (бакалавр – магистр). Готова ли к нему система подготовки специалистов в области финансов? Сейчас много говорится о Болонском процессе и в этой связи об интеграции нашей высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования. Финансово-экономическое образование – это та область знаний, где нас не очень-то хотели бы видеть наши западные партнеры. В этой связи напрашивается применение спортивной терминологии ® Наши спортсмены могут побеждать только когда на голову сильнее противников. И если мы поднимем планку бакалавра до уровня сегодняшнего специалиста без каких бы то ни было специализаций, то нас признают. На наш взгляд, сегодня существует реальная возможность и имеются все предпосылки перевода финансового образования на двухзвенную систему без опасок потерять традиции российских образовательных школ. Но для этого, не боюсь повториться, необходимо открыть направление «Финансы».