02-12-2010 Законопроект о реформе образования вызвал неприятие экспертов Совета Федерации
Неприятие экспертов вызвал готовящийся Министерством образования и науки образовательный законопроект, основные принципы которого были оглашены на парламентских слушаниях, прошедших 2 декабря в Совете Федерации ФС РФ. Председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке Хусейн Чеченов отметил, что тема реформы образования постоянно обостряется. «У нас превращается в забаву постоянное сопряжение образования, науки, инноваций и модернизации. Мы обязаны в рамках свёрстанного уже бюджета догонять страны, которые выделяют на финансирование образования в два раза больше средств, чем мы. Что ж, выезжать будем на головах, если не хватает средств в кармане», - пошутил Х.Чеченов. По его мнению, следует увязать развитие образования с программами модернизации, которые пока не пересекаются, программы развития семи федеральных университетов и двадцати девяти национальных исследовательских центров с региональными программами развития, а программы начального, среднего и высшего образования между собой, включая постдипломное образование. «Я сам выходец с Северного Кавказа, но позвольте и мне усомниться в том, что 100-балльников по ЕГЭ с Северного Кавказа в два раза больше, чем в Санкт-Петербурге», - высказал сомнение Х.Чеченов. Все лучшие предложения слушаний, по его уверению, будут сведены в единый документ, который будет представлен высшим органам законодательной и исполнительной власти. Заместитель начальника Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации Олег Орчаков, представляя реформистский проект закона об образовании, предложил объединить начальное профобразование (НПО) со средним (СПО). «ПТУ аккумулируют ребят, которые не хотят идти в 10-ый класс и просто коротают там время. Уровень их подготовки невысок, а производству нужны мастера 3-4 разрядов, которые в ПТУ практически недостижимы. Включение НПО в СПО повысит статус СПО, придаст процессу образования требуемую непрерывность», - считает О.Орчаков. Он также предложил объединить послевузовское образование с вузовским. «Академии, которые сегодня не значатся в списке вузов, следует объединить с институтами и университетами. Те академии, кроме военных и сельскохозяйственной, которые присвоили себе это звание недавно и явно его не заслуживают, следует лишить этого звания», - продолжил О.Орчаков. Законопроект содержит и другие новации: сетевое взаимодействие позволит студенту без потерь переходить из вуза в вуз, приобретая новые компетенции. Закрепляется и право вуза применять любые современные технологии без дополнительного разрешения. «С 1 января страна перейдёт на новую систему «бакалавр-магистр», и это тоже станет ломкой традиций. Специалитет был введён довольно поздно, в 2009-м году, при согласовании с армией, МВД, медициной и вузами, готовящими кадры для оборонно-промышленного комплекса страны. Переход на новые специальности лишит вузы аккредитации по старым специальностям, однако не думайте, что Минобрнауки РФ не в курсе: к началу приёмной кампании все документы будут готовы», - заметил О.Орчаков. Тормозящий развитие Федеральный закон №94-ФЗ о госзакупках следует изменить, заключил он. Депутат Законодательного собрания Красноярского края Татьяна Волоткевич посчитала предложение Минобрнауки о слиянии НПО и СПО абсурдным. «НПО – самостоятельный вид образования. Его получают дети с невысоким интеллектуальным уровнем, склонные к девиантным формам поведения. Они есть и будут всегда. Что же, отправлять их в техникумы, которые они не смогут закончить? Обучать надо по склонностям, а не формировать неудачников. Получая НПО, они смогут стать хорошими рабочими. Уж если ставить вопрос, то лучше поставить его о техникумах, которые и не ПТУ, и не вузы, а нечто среднее. Кроме прочего, законопроект отменяет социальную стипендию, а это значит, что никакой новый Ломоносов, если и доберется до Москвы, то учиться в ней не сможет», - заметила Т.Волоткевич. По мнению руководителя исполнительной дирекции Союза директоров средних специальных учебных заведений России Геннадия Васина, лозунги о реформе образования в России произносились и 10, и 5 лет назад, но «не сделано ничего». «90% преобразований затронули высшее образование. Единственный документ по НПО и СПО – без малейших финансовых основ – вышел в 2001-м или 2003-емгоду и незначительно изменялся в 2004-м. Поддерживаются лишь те СУЗы, что внедряют «инновационные программы обучения», - констатировал Г.Васин. Сегодня образование России на 100 получивших образование выпускает 70 человек с высшим образованием, 20 со средним и 10 с начальным, а производству требуется лишь 20 с высшим образованием. «Кроме того, большая часть выпускников вузов – не инженеры», - продолжил Г.Васин. Начальное профессиональное образование, по его мнению, следует во что бы то ни стало сохранить. «Законопроект не должен ухудшить положение образования», - заключил Г.Васин. Заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы Олег Смолин заявил, что система образования в России противоречит задачам модернизации. «ЕГЭ разрушает общее образование, заставляя учить лишь те предметы, которые в него вошли. Как это повлияет на нравственность и гражданственность, и говорить не нужно. ЕГЭ должен быть или добровольным, или таким, чтобы профилирующие вузы имели право отказа от каких-либо его блоков, как это сделали математики», - считает О.Смолин. Принудительная бакалавризация страны ни к чему хорошему, по его мнению, не приведёт. Пирамидальная структура образования в России, возглавляемая двумя университетами с большими полномочиями, тоже не будет способствовать повышению уровня образованности в обществе. «Бюджет образования таков, что повышение зарплат и стипендий существеннейше отстаёт от инфляции. Зарплата в образовании составляет 64% от зарплат в производственных отраслях. В США – 129%», - отметил О.Смолин. ФЦП «Развитие образования в Российской Федерации» в каких-то частях ориентирована, по его мнению, на коммерциализацию бюджетной сферы, ограничивает доступ к высшему образованию, искусственно понижает интеллектуальный потенциал страны. «Наконец, новый законопроект, ликвидирующий начальное профобразование, 700 академий, также способствует понижению интеллектуального уровня нации. Социальное напряжение при претворении такого законопроекта в жизнь только усилится. Отбираются льготы даже у инвалидов. А как может инвалид быть частью общества, если его лишают образования? В Советском Союзе работало 22% инвалидов, сейчас – 8%. Этот процент, согласно законопроекту, будет снижаться», - обобщил О.Смолин. Он счёл бессмысленной статью законопроекта об информационно-коммуникационных технологиях в образовании, сопоставив ее со статьёй 67, говорящей о том, что такие технологии допускаются только на дому и в медицинских учреждениях. «Кому из руководства вузов захочется иметь дело с прокуратурой?»- задал О.Смолин вполне риторический вопрос. |