СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
14-06-2011  Как выбрать бизнес-школу?

   Деловой журнал "Финанс" опубликовал очередной ренкинг бизнес-школ. Участники сведены в обширную таблицу и выстроены в алфавитном порядке. Как сориентироваться в большом количестве данных, проанализировать предложенную информацию и сделать адекватный выбор?
   Наибольший интерес в ренкинге представляют несколько критериев.
   Наличие международной аккредитации. Безусловно, аккредитации были и остаются наиболее профессиональной и независимой оценкой деятельности бизнес-школы. Но, выбирая бизнес-школу, необходимо обращать внимание, какого типа программы и какие ее аспекты оценивает аккредитационная комиссия. Наличие международной аккредитации может, например, не гарантировать узнаваемость документа во всем мире или ее практико-ориентированность, что так важно для программ MBA.
   Из 21 бизнес-школы, принявших участие в ренкинге, только у половины (11) есть международные аккредитации.
   FIBAA (Foundation for International Business Administration Accreditation) имеет одна бизнес-школа. Аккредитация подтверждает качество программ Бакалавра и Мастера бизнес-администрирования и экономики. Аккредитация пользуется доверием среди работодателей и высших учебных заведений в Германии, Австрии и Швейцарии.
   EPAS (EFMD Programme accreditation System) имеет также одна бизнес-школа. Аккредитация учреждена Европейским фондом развития менеджмента (EFMD) и оценивает качество программ высшего образования по менеджменту. Аккредитация EPAS присваивается программам от степени бакалавра до степени доктора. Система аккредитации EPAS делает основной акцент на три критерия: высокое качество образования в целом (включая формализацию методов управления качеством), высокая степень интернационализации программы, тесные связи образовательного процесса с практикой бизнеса.
   ECBE (European Council for Business Education) имеют две безнес-школы. Аккредитация гарантирует, что программа в первую очередь соответствует требованиям EHEA (Европейского пространства высшего образования), то есть принципам Болонской декларации и сопоставима с национальными образовательными системами высшего образования в странах Европы. В-вторых, она удовлетворяет потребностям студентов в период их обучения. Знания и навыки, которые получают выпускники программы, соотносятся с европейскими стандартам качества высшего образования.
   АMBA (Association of MBA) имеют семь бизнес-школ. Это одна из самых уважаемых международных аккредитаций, которую бизнес-школы стремятся заполучить. АMBA гарантирует, что программа дает актуальные знания, соответствует требованиям современного бизнеса, преподавательский состав имеет высокую квалификацию, а дипломы узнаваемы во всем мире. Получить аккредитацию АMBA очень сложно. Только для того, чтобы комиссия АMBA согласилась проверять школу бизнеса, необходимо выдержать конкурс, который проходит лишь одна из трех школ, подавших заявку на аккредитацию. Сколько бизнес-школ отсеиваются в предварительном конкурсе, до того, как комиссия возьмется рассматривать кандидатов, можно только догадываться. Сегодня в России лишь 8 бизнес-школ имеют аккредитацию АMBA. ЛИНК получил эту аккредитацию в числе первых в 2006 году.
   Часто аппликанты бизнес-школ не догадываются, что стоит за иностранными аббревиатурами. При выборе программы MBA не достаточно удостовериться, что она имеет международную аккредитацию. Необходимо выяснить, какая организация ее выдала и какие критерии оценивала.
   Безусловным лидером в таблице "Двойного диплома" в критерии аккредитаций является программа MBA Открытого университета Великобритании. Она имеет три самые значимые в области MBA-образования аккредитации: AMBA, EFMD, AACSB - это знаки признания самых важных в мировой экономике рынков: Британского, Общеевропейского и Американского. Программа ведется на английском языке, и на занятия приезжают европейские преподаватели. Русскоязычные программы в России пока не получили такого "тройного" подтверждения соответствия международным стандартам. Всего же в мире менее 1 % всех бизнес-школ имею подобную тройную аккредитацию.
   Другой немаловажный критерий для программы MBA – процент преподавателей-практиков. Из 21 бизнес-школы только у трех преподаватели, ведущие обучение на программе MBA, являются представителями бизнеса. Это проблема многих российских бизнес-школ, которые обучают на MBA как на программах высшего образования, используя университетские методики. Бизнес-образование – это принципиально иная область андрагогики и требует совершенно иных подходов и особого рода преподавателей, которые понимают, как теория находит отражение в практике.
   Наличие корпоративных программ делает бизнес-школу больше ориентированной на потребности бизнеса, поэтому крайне важно обращать внимание на этот критерий при изучении таблицы ренкинга. Из 21 бизнес-школы только 15 ведут обучение по корпоративным программам.
   Как правило, корпоративные программы отличаются от стандартных – они создаются на заказ, опираясь на цели и задачи заказчиков. Постоянный диалог бизнеса и бизнес-школы помогает сформулировать требования к учебному заведению и к его уже стандартным программам. Например, сегодня на российском рынке труда происходят важные изменения: HR-службы крупнейших отечественных компаний обратились к международным стандартам менеджмента и лидерства NOS (National Occupational Standards for management and leadership) для прописывания компетенций, которыми должен обладать менеджер на той или иной позиции (функциональный уровень, тактический, стратегический). Это находит отражение в учебных программах, которые стали создаваться, отталкиваясь от этих стандартов.
   К рейтингам и ренкингам необходимо относиться очень осторожно и детально изучать каждый оцениваемый в них аспект. Выбирая бизнес-школу, отталкивайтесь от тех целей, которые вы ставите перед собой, поступая на программу MBA.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"