15-07-2011 Насколько эффективно бизнес-образование без отрыва от производства
Получение специального бизнес-образования в нашей стране постепенно становится хорошим тоном для любого уважающего себя предпринимателя. Однако далеко не всем занятым людям хватает времени, а то и средств, чтобы пройти полный очный курс МВА. Альтернативой традиционным занятиям постепенно становятся дистанционные программы, позволяющие повышать свою квалификацию без отрыва от производства, причем гораздо за меньшие деньги. Несмотря на то что дистанционное бизнес-образование предполагает занятия под виртуальным контролем куратора, эксперты утверждают, что путать его с e-learning (онлайн-уроками в чистом виде) все же не стоит. Правильно организованное удаленное обучение подразумевает регулярные очные встречи по выходным дням или выездные семинары, поэтому школы, предлагающие такую услугу, настаивают на определении «смешанного формата». Именно поэтому, по словам ректора МИМ ЛИНК Сергея Щенникова, самым эффективным направлением использования дистанционных технологий на программах МВА считается модель смешанного обучения (blended learning), предлагающая современные идеи управления знаниями, которая была разработана в Открытом университете Великобритании. Что же касается диапазона дисциплин, доступных для онлайн-студентов, то, по словам директора МВА Start Московской бизнес-школы Татьяны Астаховой, на сегодняшний день можно выбирать порядка из двадцати отраслевых и функциональных специальностей. Однако эксперты предупреждают, что наличие того или иного курса еще не говорит о его эффективности. К примеру, тонкости переговорного процесса или основы маркетинга все же лучше изучать под непосредственным руководством преподавателя, отрабатывая и закрепляя знания на тренингах с одногруппниками. А вот более «сухие» специальности, вроде логистики, планирования или финансов, вполне можно постигать и самостоятельно, в тиши собственного рабочего кабинета. Экономия времени и средств – это, пожалуй, первая причина, по которой студенты, решившие получить бизнес-образование, выбирают именно дистанционные программы. И это неудивительно: по словам г-на Щенникова, стоимость такого обучения в течение года дешевле очного в среднем на 35%. «Благодаря дистанционной технологии, – поясняет специалист, – у бизнес-школы меньше затрат на оплату очной работы преподавателей, на учебные материалы, которые можно получить в электронном виде, на аренду помещений, которые, по сути, нужны только в выходные дни, а также на административно-хозяйственную часть». В итоге прохождение двухгодичного курса в среднем будет стоить 200 тыс. рублей, в то время как традиционные занятия обошлись бы как минимум в 400–500 тысяч. График занятий целиком и полностью зависит от пожеланий самого студента. Более того, как утверждают преподаватели, слушатель подобных программ может не только планировать время лекций, но и определять скорость прохождения материала, ну и, разумеется, выбирать место обучения – будь то офис в обеденный перерыв, собственная квартира или скамейка в парке. При этом дистанционное обучение вовсе не означает, что слушатели будут предоставлены сами себе: за каждым из них закрепляется преподаватель-куратор, который отслеживает успехи своего подопечного, направляет его занятия и разъясняет непонятный материал. «Дистанционная компонента состоит из самостоятельной работы с особыми учебниками, которые содержат основные концепции менеджмента, описание контекста, в котором их уместно использовать, и еженедельные задания для первичной практики использования полученных знаний, – поясняет г-н Щенников. – Выполненные задания ежедневно обсуждаются в интернет-конференции в кругу других студентов и наставника, который комментирует понимание изученного материала. Особой частью учебного процесса являются письменные задания, которые студенты выполняют один раз в два месяца. В этих заданиях студенты анализируют свои управленческие проблемы, применяя изученную теорию, и дают себе рекомендации, как изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. Как правило, подобные письменные задания являются планом к реальным действиям на рабочих местах. В результате знания начинают применяться уже после первых занятий, и 80% учащихся, согласно нашим опросам, окупают свои вложения уже после полугода обучения». Дистанционное образование, как и его более традиционный аналог, рассчитано в среднем на два года. При этом по окончании курса онлайн-студенты получают точно такие же свидетельства, как и их коллеги-очники, а именно государственный диплом о дополнительном образовании, удостоверяющий присвоение квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)». Какими бы удобными ни были дистанционные программы, у них есть и свои недостатки. В первую очередь, несмотря на то что в нашей стране они существуют уже не первый год, отношение к ним бизнес-сообщества довольно неоднозначное хотя бы потому, что соответствующие стандарты установились еще не до конца. Кроме того, любое самообразование даже в такой форме требует огромной силы воли и организованности, поэтому качество знаний некоторых заочных студентов иногда не соответствует их дипломам. Вызывает тревогу преподавателей и то, что при заочном обучении теряется одна из главных особенностей программ МВА, а именно активный обмен опытом, всевозможные тренинги и деловые игры, которые учат студентов работать в команде и совместно генерировать идеи, что просто незаменимо при решении реальных бизнес-задач. И, наконец, успешному прохождению электронных курсов препятствуют всевозможные технические трудности и перебои с Интернетом, по-прежнему актуальные для большинства регионов России. |