27-06-2003 Новая компьютерная программа заставит бизнесменов говорить понятно
Бенчмаркинг, парадигм шифт, синергия и прочие замысловатые словечки стали приметой современного бизнеса. Компания Deloitte Consulting свидетельствует, что модные термины и жаргон причиняют ущерб фирмам в миллионы фунтов стерлингов ежегодно. Слова могут звучать очень выразительно, но они не имеют успеха, если их никто не понимает. В связи с этим Deloitte разработал специальную компьютерную программу «Bullfighter». По их утверждению, она выискивает и уничтожает корпоративную демагогию и бессмысленный жаргон. Таким образом, ПО помогает представителям бизнеса выражаться более ясно и понятно. Bullfighter можно бесплатно скачать с веб-сайта Deloitte. Программа – «тореадор» работает, как контролер правописания и придает документам удобочитаемый вид. По словам представителей компании, бизнесмены являются наиболее злостными нарушителями норм. Особенно, когда прибегают к использованию напыщенного и заумного языка. Deloitte протестировали на глупости 50 крупнейших британских компаний и обнаружили, что финансовые фирмы наиболее подвержены беспричинному жаргону. Самое «чистое» общение можно наблюдать у производителей товаров народного потребления, а также медицинских и телекоммуникационных фирм. Уж им, сам Бог велел! В отличие от юристов и врачей, чей жаргон вызван профессиональными идеями, бизнесмены склонны «лить воду», - утверждает Джон Листер, участник Кампании за Чистый Английский. «Они часто используют его, чтобы скрыть факт того, что им нечего сказать. Когда вы имеете компании с одинаковой специализацией, в описании цен и продуктов вам приходится искать различные способы наиболее лучшей подачи информации. Вот тогда и появляется жаргон». Кроме того, преувеличение важности говорящего, страх потерять клиента, попытка приспособиться к деловой ситуации – все способствует использованию слишком запутанных и заумных понятий. «Это лингвистический эквивалент традиции носить галстук. Вы носите его потому, что «надо!», потому, как все делают это», - считает г-н Листер. В связи с этим борцы «за правильный английский язык» полагают, что сложные выражения для передачи простой информации стоят бизнесменам миллионы фунтов стерлингов ежегодно. Как сказал Джон Листер, они рассматривают ряд факторов. Во-первых, сотрудники боятся высказывать здравые идеи на собраниях, так как не уверены в правильном понимании модных словечек. К тому же, много ценного времени тратится на объяснение витиеватых пассажей в докладах или важных записках. «Безусловно, Bullfighter не может стать панацеей для немедленного решения проблемы», - говорит г-н Листер. Однако это серьезное оружие в битве против белиберды, которую пользователи могут совершенствовать, чтобы оставаться адекватными собеседниками. «Смеем надеяться, что программа заставит людей думать. Нельзя утверждать, что, запустив данное ПО, вы будете изъясняться на совершенном английском. Для этого надо приложить усилия. Жаргон и витиеватость сродни зависимости. Первый шаг в искоренении этого зла – признание того, что проблема действительно существует». По свидетельству ВВС, в прошлом году награда «Золотая глупость» за самое нелепое заявление от компании досталась бывшему технологическому гиганту «Marconi».