09-07-2003 Российские компании будут растить менеджеров со школьной скамьи
Крупнейшие российские компании доросли до того, чтобы самостоятельно заниматься подготовкой квалифицированных кадров Похоже, на российском рынке труда формируется новая тенденция: крупные компании решили готовить кадры, начиная в буквальном смысле слова еще со школьной скамьи. Свою образовательную политику сейчас пытаются вести многие компании, но чаще всего она ограничивается лишь дополнительной «шлифовкой» кадров на последних этапах образования. «Потянуть» создание собственной образовательной системы под силу далеко не многим. В идеале такая система предусматривает начало подготовки со старших классов школы, продолжение ее в вузах и кураторство над молодыми специалистами непосредственно в самих компаниях. И хотя вложение средств в развитие образовательных программ – инвестиции отнюдь не «короткие», возрастающий интерес к данному вопросу говорит о том, что крупнейшие российские корпорации всерьез задумались о том, кто же в ближайшем будущем придет к ним работать. По оценкам экспертов рынка труда, доля школ, где есть классы, курируемые какими-либо компаниями, достигает в России порядка 10%. Примерно 10%, по их мнению, составляет и доля студентов вузов, которые целенаправленно готовятся к работе в определенной корпорации. Правда, почти все «опекаемые» связаны с той иной крупной компанией – «Газпромом», ЮКОСом, ТНК – и рядом банков. Решение гигантов российского бизнеса вкладывать значительные средства в образовательные программы связано, в первую очередь, с их заинтересованностью в приходе на предприятия новых высококвалифицированных кадров. «Сейчас любая большая компания сталкивается с тем, что найти необходимое число специалистов того или иного профиля достаточно сложно», – сказал RBC daily гендиректор кадрового агентства «БЛМ-консалт» Михаил Богданов. Немаловажным является и то обстоятельство, что «флагманы» отечественной экономики уже пытаются получить не просто хороших специалистов, но и работников с определенной корпоративной культурой. «Компании стремятся создать и закрепить свои особенные корпоративные традиции. Они хотят быть уникальными и иметь уникальных специалистов», – добавляет Михаил Богданов. В ОАО «Газпром», например, RBC daily сообщили, что проведение грамотной образовательной политики является важным компонентом развития корпорации в целом. «Ежегодно предприятие заключает договора с различными вузами страны. По целевым направлениям студенты проходят обучение в Российской государственной академии нефти и газа им. Губкина, Ухтинском техническом университете, Тюменском государственном институте нефти и газа. В Москве и Уренгое действуют специальные школы под патронажем «Газпрома», выпускники которых поступают в институты по профильным направлениям деятельности предприятия», – сказал RBC daily начальник управления кадров и социального развития ОАО «Газпром» Владимир Дятлов. При этом подготовка студентов производится не только по стандартным курсам, но и по индивидуальным программам, значительное внимание уделяется изучению мирового газового бизнеса. «Ежегодно в систему ОАО «Газпром» приходят на работу более тысячи выпускников образовательных учреждений, которые проходят дальнейшее обучение в компании, – добавляет Владимир Дятлов. – В первый год проводится первичное обучение и детальное знакомство с организацией, а в последующие годы проводятся специальные мероприятия, которые направлены на постоянное повышение квалификации работников». В единую цепь выстроены и образовательные программы НК «ЮКОС». Первое звено – «ЮКОС-классы» для школьников, заканчивающих девятилетку, затем подготовительные курсы для абитуриентов и стипендии ЮКОСа для студентов-отличников и профессуры. В сотрудничестве с Томским политехническим институтом и шотландским университетом Heriot Watt был создан специальный проект послевузовской подготовки нефтяников. Продолжается деятельность лицея «Подмосковный», предназначенного для обучения наиболее одаренных детей работников компании. Свою образовательную политику ведет и Тюменская нефтяная компания (ТНК). «У нас разработаны совместные программы с Академией нефти и газа им. Губкина, Тюменским государственным университетом. В самой компании над новыми сотрудниками ведется профильное кураторство. В некоторых школах в регионах нашего присутствия проводятся олимпиады для выявления талантливых детей уже на этом этапе образования» – сказал RBC daily пресс-секретарь ТНК Владимир Бобылев. При проведении компаниями собственной политики в области образования возникает целый ряд положительных моментов. «Путем создания так называемых образовательных систем компании в первую очередь пытаются решить для себя проблему кадров. И на передовых предприятиях это вполне удается сделать», – сказал RBC daily сотрудник кадрового агентства «Визави Консалт» Юрий Грудский. По его словам, если раньше в крупнейших корпорациях доводили до высших позиций менеджеров со стороны, то сейчас все большее распространение получает практика работы с потенциальными кадрами уже на ранних этапах образования. «Создание предприятиями специализированных школ и классов, система профессионального развития сотрудников служит дополнительным стимулом для его работников, это сильно привязывает к компании», – отметил в разговоре с корреспондентом RBC daily еще одну положительную сторону вопроса гендиректор кадрового агентства «Профиль» Владимир Царьков. Нельзя не учесть и имиджевую сторону вопроса. «Путем работы с населением и проведением разного рода образовательных программ компании зарабатывают себе имя, приобретают определенную известность и популярность», – отмечает Юрий Грудский. Правда, отмечают эксперты, вложения в будущих специалистов, особенно на ранних этапах профессионального развития, достаточно рискованны, и позволить их себе могут только крупные компании. «При проведении подобного рода социальных проектов очень велик риск того, что потенциальный кандидат так и не придет на работу предприятия-заказчика, и инвестиции в его образование окажутся бессмысленными», – говорит Владимир Царьков. Определенные вопросы возникают и в связи с тем, что во многих российских компаниях распространено «кумовство»,поэтому нет никаких гарантий того, что система собственного воспитания кадров не приведет в итоге к тому, что компании будут управляться бизнес-кланами, представляющими ту или иную «семью». Тем не менее разработка крупными российскими компаниями своей образовательной политики вполне соответствует основным принципам развития крупного бизнеса на Западе. «Такие гиганты, как Procter&Gamble, PricewaterhouseCoopers, Ernst and Young следят за студентами еще на самых ранних этапах их образования, формируя высококвалифицированные кадры», – говорит Михаил Богданов. |