24-04-2012 Бизнес-школы ищут способы привлечения слушателей в посткризисных условиях
Насколько остро стоит перед бизнес-школами проблема привлечения слушателей после кризиса и что для этого делать? Бизнес-школы в России и на Западе по-разному пережили экономический кризис 2008 года. Но потери, хотя и разного масштаба, были у тех и у других. Каким сегодня видят рынок бизнес-образования представители петербургских и западных школ, как каждая из них решает вопрос привлечения слушателей в посткризисных условиях - в специальном опросе "ДП". Сергей Федоров, исполнительный директор Открытой школы бизнеса: "В кризис российские бизнес-школы потеряли как клиентов в первую очередь слушателей, которые учились только ради моды, и компании, которые учили сотрудников для поощрения. По моим оценкам, таких около 30%. Потери связаны и с уменьшением платежеспособности менеджеров и компаний. Это еще 30%. Таким образом, из-за кризиса бизнес-школы недосчитались больше половины клиентов - это очень существенный спад рынка бизнес-образования. Мода на МВА уже не придет, и компании не будут учить персонал без понимания "зачем это нужно", так что вернуть эти 60% вряд ли возможно. И в этой связи перед школами остро стоит вопрос поиска новых клиентов. Хорошая новость в том, что именно после кризиса все больше компаний стали понимать выгоду от обучения. Например, одну из новых причин обучения менеджеров недавно озвучила компания IBM: "Мы учим людей для того, чтобы они не боялись увольнения в нестабильной экономике". То есть они не обещают не увольнять персонал, они готовят сотрудников не бояться увольнения". Пол Данос, декан бизнес-школы Tuck School of Business (США): "Всемирный экономический кризис не показывает никаких признаков ослабления. Европейские рынки переживают несколько синхронных кризисов: кризис долговых обязательств суверенных государств и банковские кризисы. Экономика США с нестабильными рынками капитала довольно вяло восстанавливается. Все это, конечно, создает ситуацию неопределенности для бизнеса, а значит, бизнес-школы должны готовить молодых людей вести бизнес в условиях кризиса и беспокойства. На мой взгляд, большинство школ менеджмента и экономических вузов предлагает сегодня очень эффективное бизнес-образование. Но, безусловно, нынешние модели нужно менять, так как меняется бизнес-среда, в которой будут работать наши выпускники. Сегодня важно научить студентов гибкости мышления. Я считаю, что эта гибкость, умение корректировать намеченный план, способность подойти по-новому к решению проблемы - одно из важнейших качеств бизнес-лидеров завтрашнего дня". |