23-05-2012 Перевод образования на платную основу - аналог советского распределения
Новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов почти сразу же после своего назначения выступил с заявлением, вызвавшим бурную реакцию. По его словам, число бюджетных мест в вузах страны нужно сократить вдвое. Речь в значительной степени идет о технических факультетах. Уменьшение бюджетных мест повлечет за собой увеличение суммы бюджетного финансирования на обучение одного специалиста в среднем с 60 тыс. рублей до 200–250 тыс. в год. Дмитрий Ливанов полагает, что для оплаты учебы студентам придется брать специальные кредиты в банках, расплачиваться за которые предстоит будущим работодателям. Специалисты отнеслись к идее неоднозначно. Руководители вузов в массе своей ее поддержали, представители студенчества и эксперты высказались резко против. Проректор по учебной части МГТУ им. Баумана Борис Падалкин говорит, что подобные изменения назрели. По его мнению, предусмотренный сегодня норматив финансирования недостаточен для подготовки по-настоящему квалифицированного инженера. Кроме того, демографическая ситуация такова, что в последние годы на 800–900 тыс. выпускников школ в стране существуют около 400 тыс. бюджетных и примерно столько же внебюджетных мест в вузах. Это вызывает вопросы о мотивах получения высшего образования, понятно, что потребности рынка труда иные, говорит проректор. С таким мнением не согласен президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, по мнению которого, то, что предлагает г-н Ливанов, «вполне сочетается с планом экспертов Всемирного банка превратить Россию в сырьевой придаток». Г-н Комков уверен, что сокращение в первую очередь технических специальностей приведет страну к тому, что развиваться будет не наука и промышленность, а только сфера услуг. Весь мир, как говорит эксперт, сейчас, наоборот, увеличивает бюджетное финансирование. В 2010 году в Японии был принят закон о всеобщем бесплатном высшем профессиональном образовании. Европа тоже сокращает платное обучение и увеличивает бесплатное. «Скоро во многих европейских странах соотношение бесплатного и платного образования составит 90 и 10%. В России же к 2030 году 90% составит платное образование, – продолжает Сергей Комков. – Учитывая, что средний уровень доходов населения продолжает падать, большинство граждан будут не в состоянии оплатить обучение своих детей. А это неминуемо приведет к социальным последствиям». С таким видением ситуации согласен и председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак, который уверен, что предложенное г-ном Ливановым может привести к социальному взрыву. «Сейчас и так многие толковые абитуриенты не могут поступить, так как бюджетные места заняты льготниками и теми, кто эти места себе купил, – говорит г-н Казак. – А обучение в Москве на престижных факультетах стоит порядка 100 тысяч в год, в еще более солидных вузах – и 300 тысяч в год». При этом, как говорит профсоюзный деятель, «охват системы кредитов на образование сегодня минимален, и она не получила большого развития». Кроме того, кредиты необходимо отдавать, и правительство тем самым, по мнению г-на Казака, само толкает студентов на то, чтобы они не учились, а работали для отдачи кредитов. «Сейчас и так наблюдается острая нехватка инженерных кадров, – замечает экономист Михаил Хазин. – Поэтому система кредитования – это аналог распределения. Работодатель будет вынужден оплачивать обучение специалиста, а специалист из-за этого будет на несколько лет привязан к тому предприятию, которое оплатит его обучение». |