29-05-2012 Эксперты поддерживают идею сократить число вузов
Российское правительство намерено сократить число вузов в стране и при этом увеличить финансирование системы образования. Эксперты считают, что это правильно, хотя есть сомнения, что подобный проект можно реализовать силами действующей власти В России слишком много вузов, считает премьер-министр Медведев. Их количество необходимо уменьшить "естественным путем", объединив их в крупные университетские комплексы, считает премьер-министр. Этот процесс уже идет, только в 2011 году произошло 35 слияний и поглощений, напоминают эксперты. В основном объединялись вузы схожего профиля. Другой вариант сокращения количества вузов – создание так называемых университетских центров. Эта работа поручена вице-премьеру по социальным вопросам Ольге Голодец. Сейчас в России около 900 вузов, две трети из них – государственные. Несколько дней назад с аналогичным медведевскому заявлением выступил вновь назначенный министр образования Дмитрий Ливанов. По его мнению, количество бюджетных мест в вузах нужно сократить вдвое, потому что сейчас в вузах "слишком много халтуры" и некачественного образования. При этом финансирование системы образования нужно увеличить, считает Ливанов. "Стоимость одного студента должна быть значительно выше, не 60 тысяч, как сейчас, а 200-250 тысяч рублей", - цитируют министра информагентства. Постановка вопроса – о снижении количества вузов и бюджетных мест и вместе с тем о росте финансирования отрасли – правильная, считают эксперты. Отрасль находится в серьезном кризисе, требуется быстрое оздоровление, говорят наблюдатели. Сейчас 99% выпускников школ идут учиться дальше, большинство из них – в вузы. При этом подавляющее большинство этих вузов никакого реального образования не дают. Да на него по большому счету и нет спроса, потому что очень многие выпускники школ идут в вузы не столько учиться, сколько числиться в ожидании диплома. А уже после получения диплома следующая задача – пристроить выпускника, причем решается она чаще всего автономно и от вуза, и от государства. Одна из причин сложившейся ситуации вряд ли может быть побеждена силами государства, говорят наблюдатели. Дело в том, что 17-летние выпускники школ чаще всего слишком юны, чтобы принимать решения о своем будущем. Поэтому нужна пауза, которая и заполняется обучением в вузе. Вторая проблема государству вполне по зубам, но пока не похоже, чтобы оно собиралось ее решать, считают эксперты. Это – наличие в России призывной армии. Для какого процента юношей эта причина становится решающей, остается только догадываться, но этот показатель так или иначе высок. В итоге получается, что вслед за "очень средним" образованием в школе граждане России в большинстве своем получают столь же "среднее" образование и в вузе. Что касается школ, то опросы показывают, что уровень среднего образования не только невысок, но и продолжает снижаться. Что касается институтов, то в стране нет такого количества хороших преподавателей для такого количества вузов, немногие студенты готовы серьезно учиться, когда есть опция "заплати за зачеты", нет прямой зависимости между получением хорошего диплома и получением хорошей работы – и это только некоторые причины кризиса. Что касается бизнеса, то одна из основных проблем образования для него заключается в том, что школьники в большинстве случаев идут учиться вовсе не тем профессиям, которые востребованы рынком, а тем, которые хорошо оплачиваются. В итоге стирается связь между системой образованием и экономикой. Получается, что в стране множество ненужных специалистов и при этом нет некоторых нужных, люди учатся и переучиваются по ситуации и по ходу, что не самым лучшим образом сказывается на уровне профессионализма. Противниками изменения этой ситуации являются все те, для кого она выгодна, то есть ректоры, деканы и сотрудники приемных комиссий так называемых вузов, которым эта ситуация приносит понятные бонусы. И ждать быстрых изменений этой ситуации не стоит, считают эксперты. Само же государство и показывает пример "коррупционной политики", ориентированной на зарабатывание денег безотносительно того, как это сказывается на ситуации. И вряд ли эту ситуацию можно изменить в одном отдельно взятом вопросе. Те же группы граждан (ректоры и деканы "вузов") протестовали и против другой инициативы министерства образования – введения ЕГЭ. Хотя большинство проблем связаны не с тем, что реформа исполняется, а как раз с тем, что она не исполняется, то есть с сохранившейся коррупцией и теневыми заработками в виде сообщения правильных результатов тестов и т.д. И в итоге можно сказать, что реформы в сфере образования – один из немногих примеров, когда государство ставит целью реальную и адекватную модернизацию, встречая при этом самое активное сопротивление со стороны собственного народа. |