28-08-2003 Узкий поворот. Работодателей уже не интересуют специалисты широкого профиля
Популярность общего бизнес-образования в России постепенно снижается. Во всяком случае так утверждают руководители крупнейших отечественных рекрутинговых агентств. Работодатели, по-прежнему уважающие дипломы лучших вузов страны, сегодня уже хотят получать не экспертов широкого профиля, а узких специалистов. Впрочем, выпускники экономических вузов пока еще лидируют на российском рынке труда -- на их долю приходится свыше 40% спроса рекрутеров. Однако предложений престижной и высокооплачиваемой работы с каждым годом поступает все меньше. Финансистов, которые к моменту получения диплома уже имеют и навыки работы с компьютером, и опыт работы по специальности, ждут в основном бухгалтерские должности в небольших фирмах или банках. Схожая ситуация и с юристами широкого профиля -- сегодня требуются только асы в конкретных узких областях права. В то же время повышается спрос на специалистов в таких областях, как информационные технологии, телекоммуникации, международные отношения, государственное управление, охрана окружающей среды, дизайн, архитектура и градостроительство, нефтяная промышленность и журналистика. Как рассказали корреспонденту газеты «Время новостей» в агентстве по трудоустройству «Триза», хорошие позиции на рынке труда ожидаются в ближайшее время у специалистов по логистике -- науке о том, как грамотно спланировать путь товара от производителя к покупателю. Традиционно считается, что первыми на это изменение на рынке труда должны откликнуться частные вузы. Негосударственный сектор в сфере образования, как утверждают ректоры-частники, привлекателен как раз своей гибкостью к потребностям рынка и более узкой специализацией. Частники свободнее в выборе преподавателей, поскольку есть возможность платить более высокие зарплаты. Есть дополнительные курсы и темы, отвечающие современному спросу, которые государственные учреждения не могут представить из-за того, что их программа утверждается на несколько лет вперед. Например, при частном экономическом вузе практикуются дополнительные семинары по экономике, при техническом - технологические курсы. Однако работодатели, заинтересованные в узких специалистах, по-прежнему весьма консервативны в своем подходе к дипломам. Приоритетом все равно остаются крупнейшие государственные вузы. Например, считается, что практическую экономику лучше всего преподают в Российской экономической академии им. Плеханова, теоретическую -- в МГУ, мировую экономику -- в МГИМО, а корпоративную -- в Государственной академии управления. Юриспруденцию -- в МГУ и Московской государственной юридической академии. Хорошие позиции в этом направлении имеет также Государственный университет -- Высшая школа экономики. Хороших переводчиков готовит Московский государственный университет иностранных языков и негосударственный Международный университет. При этом российская высшая школа -- это уже давно симбиоз из 600 государственных вузов и около 400 негосударственных образовательных учреждений. Правда, из коммерческих институтов и университетов только около 300 имеют лицензию от Минобразования. Для выдачи же диплома государственного образца, который позволяет выпускнику работать по специальности и занимать должность в соответствии с приобретенной квалификацией, лицензирования недостаточно -- требуется еще и госаккредитация. Аккредитовано при Минобразования всего 100 частных вузов. В результате две трети платных высших учебных заведений выдают документ неопределенного статуса, который вряд ли будет способствовать успешной карьере. Предполагается, что ныне существующая четкая граница между коммерческими и государственными вузами сотрется еще через 5--10 лет. Во всяком случае уже сегодня в некоторых государственных вузах до половины студентов обучается за деньги. А недавно Минобразования предложило ввести конкурсную программу госзаказа на обучение студентов для частных вузов. Как пояснили корреспонденту газеты «Время новостей» в пресс-службе министерства, если в ходе конкурса выяснится, что коммерческий вуз лучше учит, например, математике или иностранному языку, чем государственный, находящийся в этом же регионе, то студентам предложат поучиться в более успешном платном вузе за счет госказны. |