05-09-2014 Краткий обзор рынка грузоперевозок
Российский рынок грузоперевозок включает в себя несколько отраслей, из которых основными являются перевозки железнодорожным и автомобильным видами транспорта. Что касается воздушного и речного видов транспорта, то удельный вес грузоперевозок воздушным транспортом в общем объеме не велик, а грузоперевозки речным транспортом достаточно специфичны, поэтому остановимся более подробно на первых двух. Если говорить о количестве транспортных компаний, то сразу можно сказать, что степень централизации отрасли железнодорожных перевозок очень высока, если ее сравнивать с отраслью перевозок автомобильным транспортом. Сегодня на железной дороге работает порядка двух тысяч операторов РЖД. К слову, первые результаты реформы РЖД показали, что обеспечить высокий уровень организации грузового движения в рамках инфраструктурных ограничений может лишь единый публичный перевозчик для которого операторы должны выступить в качестве подрядчика, а если проще – предоставить грузовые вагоны. Однако это уже несколько другая тема. Численность грузовых вагонов составляет один миллион двести тысяч единиц, из которых, как бы удивительно это не звучало, порядка двухсот тысяч не вписывается в оборот. По сути это лишние вагоны, так как процесс реформирования проходил в отсутствии каких-либо регуляторов в этом плане. Средний возраст грузового вагона превышает два десятка лет, и сегодня в стадии обсуждения находятся нормативные акты, регламентирующие оборот вагонов до и после капитальных ремонтов. В среднем на одного оператора РЖД приходится пятьсот грузовых вагонов. Но это лишь в среднем. На самом деле восемьдесят процентов парка сосредоточено в двадцати крупнейших компаниях. В отрасли автомобильных грузоперевозок работает порядка пятисот тысяч компаний. Приводя подобные цифры, следует отметить их оценочный характер. Вычислить точное количество не представляется возможным, так как, во-первых, в отрасли не отлажен четкий механизм регистрации субъектов предпринимательской деятельности, в отличии от железной дороги, где все прозрачно. Во-вторых, Росстат не может дифференцировать транспортные компании, непосредственно осуществляющие грузоперевозки, и компании, являющиеся посредниками, выполняющими чисто диспетчерские функции. В обороте автоперевозчиков находится около шести миллионов грузовых автомобилей. Если распределить их по классам, то половина приходится на легкие коммерческие грузовики, тридцать процентов на тяжелые грузовые автомобили, и двадцать процентов на средневесы. Средний возраст грузового автомобиля так же достаточно велик и составляет порядка восемнадцати лет. В среднем на одну транспортную компанию приходится десять грузовиков, и эта цифра весьма близка к действительности. Выделить крупные компании можно, но счет, в отличие от железной дороги, пойдет на сотни. Публикация подготовлена с использованием материалов Urfotrans.ru |