30-01-2015 СПО предстоит научиться работать с множеством работодателей МСБ
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов провел «круглый стол» на тему: «О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования». В обсуждении приняли участие депутаты, представители министерств, руководители промышленных предприятий и учреждений среднего профобразования, сообщается на сайте Госдумы. В том, что подготовка мастеров, рабочих - задача государственная, уверена первый заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Алла Кузьмина. Аргументируя свою позицию, она напомнила, что первый указ о создании ремесленных училищ был подписан еще Петром I. Директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Наталия Золотарева сообщила, что в России действует более 530 федеральных государственных образовательных стандартов среднего профобразования, а соответствующая подготовка ведется в четырех тысячах организаций. Она также рассказала, что с 2013 года реализуется Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, одобренная коллегией Министерства. В соответствии со стратегией система формирования квалификаций должна быть гибкой и быстро настраиваемой как на потребности региональной экономики, так и на международные изменения по отраслям. Требуется также стимулировать работодателей к участию в подготовке кадров и усилить практическую составляющую обучения с тем, чтобы от 50 до 70% времени студенты проводили на предприятиях или учебных полигонах. В соответствии с поручением президента Министерство приступило к разработке перечня 50 востребованных профессий. В его основе перечень компетенций WorldSkills International. Это профессии, которые в мире считаются наиболее популярными и перспективными, - пояснила представитель Минобрнауки, признав одновременно, что сам по себе вопрос не простой и требует всестороннего тщательного обсуждения. Конкурс WorldSkills, при всем уважении к нему, не может быть основой для формирования перечня 50 самых востребованных в России рабочих профессий, считает первый заместитель председателя Комитета по образованию Владимир Бурматов . «Конкурсная процедура - это одно, а потребности экономики - совсем другое, но именно они должны быть определяющими», - заметил он. Одной из главных причин слабого спроса на среднее профессиональное образование в России В.Бурматов назвал отсутствие престижа рабочих специальностей. По его словам, необходимо также преодолеть дисбаланс в системе подготовки и потребностях экономики, создать работодателям условия для обучения специалистов в уже имеющихся государственных организациях профобразования, а также провести ревизию учреждений СПО. «Надо посмотреть, чем они в действительности занимаются, специалистов какого уровня готовят. Но это должен быть не мониторинг, подобный тому, который проводили в вузах, а качественная оценка корреляции с потребностями экономики каждого региона», - уточнил депутат. Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений Виктор Демин констатировал, что из почти четырех с половиной тысяч учебных заведений только порядка тысячи активны и готовы ответить на вызов экономики. Вице-президент РСПП Федор Прокопов, заметив, что доля крупных компаний в трудоустройстве выпускников СПО не превышает 10%, обратил внимание участников дискуссии на проблему подготовки кадров для среднего и малого бизнеса. Организациям СПО предстоит научиться работать с множеством небольших работодателей и подстраиваться под них. По итогам обсуждения Министерству образования и науки рекомендовано проанализировать достаточность численности учреждений СПО и учащихся в них по каждому региону, систематизировать вопросы финансирования, рассмотреть возможность возвращения на федеральный уровень некоторых учреждений СПО, готовящих работников по узким, нужным стране, но не всегда востребованным в регионах профессиям, а также проработать вопрос о прямом финансировании из федерального бюджета процесса обучения по 50 наиболее востребованным профессиям. Участники дискуссии также сошлись во мнении, что ключевым условием повышения престижа рабочих специальностей и важнейшей мотивацией для поступления молодых людей в соответствующие учебные заведения является достойная оплата труда. |