03-11-2003 Знание - сила. Европа в борьбе за мировое лидерство ставит на образование
Европейский Союз поставил перед собой цель: «К 2010 году Европа должна стать самым конкурентоспособным обществом - обществом знаний». Об этом было заявлено на состоявшейся в Милане конференции министров образования стран-членов ЕС. Исходя из поставленных задач, система образования в Европе должна вступить в период трансформации и постоянного обновления. В качестве приоритетных направлений развития образовательной сферы выделялось введение систем непрерывного обучения и сотрудничество с промышленными компаниями в совместном финансировании образовательных и исследовательских программ. Как считают в ЕС, происходящий сейчас переход к единой европейской образовательной политике дает шанс на ее оптимизацию и выработку перспективных стратегических направлений развития. Поставленная задача – в том виде, как она сформулирована – выглядит пока, безусловно, как некое благое пожелание. С таким же успехом можно было добиваться построения к 2010 году общества великого откровения. Образование – крайне инертная и консервативная сфера, реформирование которой происходит обычно чрезвычайно долго, а предпринимается с большой неохотой. Более того, реформы в образовании, даже самые разумные, далеко не всегда достигают желаемого результата. Происходит это в первую очередь из-за двойственной задачи образования: вычленение элит и обучение людей необходимым навыкам для дальнейшей работы. Знание латыни и греческого (равно как изучение литературной классики и даже истории) к числу навыков, необходимых для экономической деятельности, не относится. При этом именно такие знания воспринимаются как образование. С этой дилеммой пока не справилась ни одна образовательная реформа, и каждый раз оказывалось, что ключевыми по-прежнему остаются традиционные системы образования. |