СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
14-11-2003  Государство поддержит ведущие вузы

   В первую очередь государство будет помогать сильнейшим, "ведущим " вузам – то есть тем, которые способны окупить вложенные в них средства и принести государству прибыль. Об этом министр образования РФ Владимир Филиппов заявил на семинаре проректоров российских вузов по международным связям, который открылся 12 ноября в Московском государственном университете путей сообщения.
   Министр образования признал, что в последние годы "мы занимались в основном латанием дыр". И только сейчас, когда долги по зарплатам практически погашены, а число бюджетных мест в вузах увеличилось, российская высшая школа, наконец, выходит из состояния выживания и вступает в ту стадию, когда она сама сможет зарабатывать и приносить стране прибыль.
   Одним из ключевых направлений сегодняшнего высшего образования становится международная деятельность. Владимир Филиппов отметил, что Министерство образования РФ, в том числе и благодаря инициативности проректоров по международной работе, смогло разработать и утвердить концепцию подготовки национальных кадров для работы за рубежом и план мероприятий по экспорту образовательных услуг.
   Концепция экспорта российских образовательных услуг тесно связана с Болонским процессом. Министр обратил внимание присутствующих на тот факт, что Европа сейчас строит единое пространство во всех сферах: вводятся единые визы, единая валюта и т.д. Ни в одно из таких европейских объединенных зон Россия пока не попала – за исключением образования. То, что все развитые страны поддержали присоединение России к Болонской декларации, - поистине большое событие. Но с какой эффективностью мы будем участвовать в Болонском процессе, зависит от нас самих. А точнее, от того, как мы сможем выполнить требования конвенции.
   Министр еще раз напомнил эти требования: переход на систему "бакалавр-магистр", переход от баллов к кредитным единицам, создание системы контроля качества "изнутри". Поскольку все это до сих пор вызывает много вопросов даже у руководителей университетов, Филиппов решил прояснить некоторые моменты.
   20 российских университетов уже используют кредитную систему. Однако министр предостерег слишком восторженных энтузиастов. Переход на кредиты не означает, что лекционные часы будут просто пересчитаны в баллы, сказал он. Переход на кредиты – это изменение подхода к обучению в корне, в том числе и подхода студентов. На Западе студент сам выстраивает свою траекторию обучения, решая, сколько кредитных баллов ему понадобится для дальнейшей карьеры. Поэтому слепое копирование стандартов здесь не годится. "Мы должны построить кредитную систему, которая подходила бы именно нам, чтобы потом не пришлось ее перестраивать", - сказал Владимир Филиппов.
   При этом практика не должна отставать от теории. Конечно, можно выпустить закон: с такого-то года в дипломах вместо лекционных часов проставляются кредитные баллы. Но этот подход ничего не дает: выпускники просто не будут понимать, что означают оценки в их дипломах – не говоря уже о работодателях.
   Реформировать высшую школу нужно постепенно. Владимир Филиппов привел в пример университеты, которые работают сейчас с "промежуточным вариантом": к привычному российскому диплому выдают приложение в кредитных единицах.
   Постепенно функции контроля качества и аттестации вузов должны перейти от специальных комиссий в руки студентов и работодателей. В условиях, когда университеты растут, как грибы после дождя, органы управления образованием не могут уследить за качеством преподавания. Комиссия обычно приезжает в регионы раз в пять лет, вуз успевает "почистить перышки" специально к приезду "ревизора". В идеале система контроля качества должна быть создана изнутри в каждом вузе, сказал министр.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"