25-11-2003 «В Москве прошел Второй международный образовательный форум»
В Российском университете дружбы народов прошел Второй международный образовательный форум «Гражданское общество, образование и Интернет». В работе Форума приняли участие представители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, региональных органов управления образованием, государственных и не государственных образовательных учреждений, общественных организаций, а также государственные и общественные деятели из США, Великобритании и Германии. На Форуме выступили Ответственный секретарь Федерации Интернет Образования (ФИО) Сергей Монахов, заместитель Министра образования РФ Михаил Стриханов, посол Европейского Союза в Российской Федерации Ричард Райт, лидер фракции СПС в Государственной Думе РФ Борис Немцов, член Правления международной неправительственной организации «Репортеры без границ» Михаель Редиске, депутат Государственной Думы РФ Владимир Рыжков, Президент-Исполнительный директор ООО «ЮКОС-Москва» Стивен Тиди, Директор Института проблем инвестирования Евгений Сабуров, заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов и другие. «Миссия образования в настоящее время заключается в формировании поколения граждан, которым в основном предстоит решить историческую задачу – добиться соответствия устройства России принципам устройства демократического государства», - отметил Сергей Монахов, открывая Форума. Все участники сошлись во мнении, что развитие гражданского общества напрямую связано с развитием системы образования. Посол Европейского Союза в России Ричард Райт также заметил, что в ситуации, когда Россия начинает играть все возрастающую роль в делах мирового сообщества, необходимо расширять участие российских педагогов и учащихся в международных образовательных программах. Эти программы, в свою очередь, строятся на использовании современных информационных технологий. Система российского образования стремится к европейским стандартам, что позволяет России стать полноценным участником всеобщего процесса глобализации. Таким образом, роль новых образовательных технологий в конечном итоге заключается в формировании гражданского самосознания. Однако, как подчеркивали в своих выступлениях многие докладчики, речь идет не о создании альтернативы системе российского образования, а о помощи ей благодаря организации новых образовательных возможностей. Причем, этот процесс непрерывен так же, как непрерывно развитие общества. Директор Института проблем инвестирования Евгений Сабуров выделил три основных преимущества Интернета, которые делают Всемирную паутину максимально эффективным инструментом в деле построения гражданского общества: «Во-первых, Интернет дает возможность лучше ориентироваться в современном мире. Во-вторых, это открытость, которая способствует принципам свободы слова, определению прав человека. В-третьих, это создание новой информационной среды, нового сообщества». Евгений Сабуров особенно подчеркнул, что в процессе информатизации российского образования необходимо пользоваться существующим в экономике «принципом подглядывания» - максимально полно использовать положительный опыт стран, опережающих развитие России с этой сфере. Большое внимание участники Форума уделили вопросу развития единой образовательной информационной среды России. По словам заместителя Министра образования РФ Михаила Стриханова, работа в рамках этой федеральной целевой программы как раз указывает вектор движения государства в сторону информатизации образования. Единая образовательная информационная среда несет в себе новые возможности свободной самореализации и информационной открытости, содержит демократические стандарты социальной образовательной коммуникации. Помимо повышения качества образования, что важно уже само по себе, развитие образовательной информационной среды создает условия для использования новых способов работы с информацией, организации деятельности педагога и ответственности за ее реализацию. Еще более важным вопросом в условиях современной России, и эта мысль звучала практически в каждом выступлении, оказывается партнерство власти, бизнеса и общественности в целях решения государственной задачи обновления российского образования. В этой связи многие участники Форума отметили, что проект НК ЮКОС «Поколение.ru», реализацией которого с 2000 года занимается ФИО, является не просто диалогом, но примером эффективного партнерства власти, бизнеса и общественности на благо российского образования. «По отдельности ни Министерство образования, ни регионы, ни органы местного самоуправления, ни Федерация Интернет Образования не смогли бы реализовать этот проект», - сказал депутат Государственной Думы Владимир Рыжков, - «Комплексное взаимодействие Федерации, регионов, местного самоуправления, государства, бизнеса и общества, вузов и школы, институтов повышения квалификации – это важнейший элемент процесса информатизации образования». Директор по подготовке школ к требованиям двадцать первого века Национальной комиссии по образованию и будущему Америки Кэтлин Фултон подтвердила, что внедрение информационных технологий в американскую систему образования проходило при тесном взаимодействии бизнеса и власти. Благодаря подобному сотрудничеству на сегодняшний день 99% школ США имеет доступ в Интернет. Не в малой степени именно это позволяет проводить в Америке масштабные исследования, которые показывают, что Интернет является технологией, оказывающей самое сильное влияние на современного человека и общество в целом. Говоря о применении Интернет-технологий в образовании Александр Асмолов подчеркнул, что их использование позволяет прийти к вариативному образованию, а значит, к обществу свободных людей, в котором каждый становится «сверхмотивированной поисковой системой». Эту идею развил в своем докладе Генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков: «Проблема не в том, что люди плохо воспринимают новые идеи, а в том, что они с трудом отказываются от старых». В выступлениях всех участников Форума звучала мысль, что в настоящее время обновление российского образования является важнейшим фактором, определяющим становление гражданского общества в нашей стране. |