12-12-2003 Эстония: Обучение взрослых - дело серьезное считает Тармо Крийс вице-председатель Центрального союза работодателей
На состоявшемся в 2000 году в Лиссабоне заседании Верховного совета Европы перед Евросоюзом была поставлена задача - сделать в ближайшие 10 лет страны ЕС самыми конкурентоспособными. Это означает полную трудовую занятость населения и создание неограниченных возможностей для образования и обучения. Причем участие взрослых в процессе обучения и образования считается одним из важнейших индикаторов осуществления лиссабонской стратегии. Для экономики Эстонии серьезной проблемой, с точки зрения работодателей, является нехватка квалифицированных кадров. Все больше молодых не имеют даже основного образования, не говоря уже о профессиональном, вузы же готовят специалистов, которые в большинстве своем остаются невостребованными на рынке труда. Лиссабонская стратегия ставит цель - довести участие взрослых в возрасте 25-65 лет в процессе образования до 15%. Чтобы решить задачи, которые ставит лиссабонская стратегия, необходимо уменьшать безработицу, повышать квалификацию работников, а также мобильность рабочей силы - всячески поощрять усилия предпринимателей, направленные на обеспечение участия взрослых в обучении. К сожалению, в Эстонии с каждым годом все меньше взрослых участвует в процессе обучения. Если в 1999 году обучались 6,5% взрослых, то в 2002 году - всего 5,2%, что ставит нас на один уровень с Испанией, в то время как в Финляндии и Швеции учатся и совершенствуют свои знания почти 19% взрослого населения. Работодатели, как показывают опросы, готовы вкладывать средства и в переобучение взрослых, и в образование вообще. Но вопрос упирается в то, что Закон о подоходном налоге рассматривает покрытие расходов на переобучение и обучение как специальную льготу. Поэтому большинство инвестиций в обучение взрослых, как зарплата, облагается подоходным и социальным налогами, что невыгодно ни работодателям, ни работникам. Инвестиции в человеческий капитал так же, как и инвестиции в недвижимость, не должны облагаться налогами. Налоговая система должна быть направлена не только на повышение зарплат в общественном секторе, но и на то, чтобы управлять процессами на рынке труда. |